Арт градъ на Ростовской земле

20.09.2012
Печатный дом «Арт градъ» как мастерская эстампа организован на базе Дома творчества Союза художников России в поселке Челюскинская в 2003 году. Печатный дом «Арт-градъ» не безликая организация, он и создавался как творческое объединение двух близких по духу людей – Игоря Чернышова и Олега Пичикина. Игорь Александрович Чернышов окончил Рязанское художественное училище и работал по специальности. Писал маслом, изготавливал копии известных художников, занимался оформительскими заказами, участвовал в росписи храмов и интерьеров, преподавал в художественной школе, работал дизайнером. Олег Владимирович Пичикин работал в реставрационном центре в Москве. Центр выполнял заказы по реставрации и воссозданию храмов и исторических памятников по заданию правительства Москвы.Решение создать мастерскую пришло неожиданно, после посещения Дома творчества Союза художников России в Тарасовке. Там мы освоили производственную технологию изготовления гравюры, встретили много интересных людей, именитых граверов. И загорелись идеей создания своей мастерской. Интерес вызвала, прежде всего, возможность подойти к созданию книг ручной работы.Летом 2007 года Печатный дом переехал во вновь отстроенные мастерские в старинном русском городе Ростове Великом. В качестве основной, используемой для создания печатной формы авторской гравюры, выбрана техника офорта. Офорт – способ изготовления авторской печатной формы, соединяющий методы ручного гравирования с химическим травлением. Медную или цинковую пластину толщиной от 0,5 до 2,5 мм покрывают кислотоупорным лаком или кислотоупорным грунтом, в состав которого входят воск, канифоль, асфальт. Линии рисунка процарапывают по лаковой пленке (грунту), обнажая поверхность металла. Затем пластину в несколько приемов травят (медную – раствором хлорного железа, цинковую – азотной кислотой), получая углубленные печатающие элементы. После первого травления, достаточного для незначительного углубления штрихов в самых светлых местах изображения, эти места покрывают защитным лаком, исключая их в дальнейшем из процесса травления. Затем пластину подвергают второму травлению, покрывают лаком участки следующей градации тона и так далее – до самых темных мест изображения. Благодаря этому штрихи получаются различной глубины и достигается это более простыми средствами, чем при резцовой гравировке. После окончания травления лак удаляют. Офортом называют и оттиск, полученный на бумаге с авторской печатной формы, изготовленной по изложенной технологии. Офорт – тиражная техника, где каждый оттиск пронумерован и является самостоятельным произведением.Экспериментальный подход, творческий поиск, изучение опыта старшего поколения граверов – вот слагаемые нашего ремесла. И они позволили за относительно короткий промежуток времени создать солидный художественный фонд печатных форм. Сегодня мы имеем возможность выпускать работы разных сюжетов и стилей. Работы Печатного дома находятся в музеях, частных коллекциях в России и за рубежом. Их можно встретить в Москве, Ярославле, Угличе, Переславле-Залесском, Ростове Великом. Участие в художественной жизни разных городов входит в наши задачи и является основой популяризации печатной графики в нашей стране, дает возможность сделать гравюру доступной и понятной для каждого увлеченного искусством человека. Печатный дом не ограничивается выпуском гравюр, а работает также над проектом книги ручной работы с использованием старинных технологий. Это первый практический опыт в данном направлении деятельности Печатного дома. В процессе подготовки – еще несколько проектов книг и альбомов.Печатный дом выполнял заказы правительства Москвы, силовых структур России, частных коммерческих компаний. Он является призером конкурса автографики-2006 в Лужниках, участником выставки «Художники – детям», конкурса ледяных скульптур на Поклонной горе в Москве в 2009 году… Печатный дом и его работы описаны в публикациях прессы, о них рассказывалось в телевизионных передачах. Обучение молодых художников также входит в задачи Печатного дома. У нас на сайте вы можете подробнее ознакомиться с работами и деятельностью Печатного дома – дома с открытыми дверями для каждого неравнодушного, увлеченного искусством человека. Вначале необходимо было освоить саму технологию изготовления эстампа. Первая серия из девяти работ была посвящена Москве, памятникам архитектуры. Вторая – самая многочисленная – рыбы и слоны. Благодаря этой серии работы мастерской стали заметны и продаваемы, получили оценку критиков и привлекли внимание печатных изданий и телевидения. Третья серия работ – под названием «Цивилизация». Пока выпущено три работы по теме народа майя. Есть планы продолжить эту тему, используя артефакты других народов мира. Еще одним шагом к книге служит проба сил в изготовлении альбома «Праздники Золотого кольца». Изготовлены две его страницы – «Масленица. Ростов Великий» и «Рождество. Москва златоглавая». Отрисован орнамент, буквицы, заглавная и последняя страницы. Параллельно собирается материал о праздниках России и истории упомянутых в альбоме городов, геральдических знаках.В планах мастерской много проектов. Один из них – это книга. Ее рабочее название – «Древние страницы». В ней мы покажем страницы из старинных книг России, Европы и Азии. Расскажем о технологии печати разных народов, о способах изготовления бумаги и другие занимательные исторические факты. Самым сложным этапом для мастерской было собирание необходимых инструментов и выстраивание технологической производственной цепочки. Мы старались не упустить ничего, понимая, что в каждом серьезном деле любые мелочи имеют решающее значение. Сложен путь освоения ремесла, и вслед за тем – повышения мастерства, развития технологии. Марка стали гравировальных инструментов, специальные приспособления и многое другое отрабатываются на практике множеством проб и ошибок, собственных находок. По настоящему мечта стала преобразовываться в реальность только после переезда в 2007 году в Ростов Великий и строительства мастерской, так как она была задумана еще в Москве. На своем пути мы встречали и встречаем много хороших людей, коллег по художественному цеху и бизнесменов, которые положительно повлияли на ход событий в создании мастерской. Так что мы считаем, что создание мастерской – это заслуга большого сообщества добрых людей. Цели у мастерской самые простые – участие в возрождении и популяризации традиций русского книгопечатания и эстампа. Научно-изыскательская и выставочная деятельность. Помощь молодым художникам. Создание в Ростове Великом музея истории книги и книгопечатания. Ставить и исполнять указанные задачи помогает возрастающий интерес к нашему творчеству, к мастерской «Арт-градъ». Набрано 11.05.10.